В настоящее время проекты в начальной школе классифицируют по следующим признакам:
По тематике (творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные и/или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников: индивидуальные, парные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации: краткосрочными (1-3 занятия), средней продолжительности и долгосрочными.
Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.
Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).
Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).
Исследовательские проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Информационные проекты. Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом познакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.
Можно классифицировать творческие проекты по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).
Игровые (приключенческие) проекты. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования (презентация).
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Буклет
- Газета
- Выставка работ
- Видеофильм
- Журнал
- Законопроект
- Игра
- Чертеж
- Презентация
- Панно
- Изделие
- Другие
Проекты учащихся
"В мире персидских кошек". Проект учащейся 2 класса. Презентация.
"Кто чем видит". Проект учащегося 2 класса. Презентация.
"Старинный меры длины". Групповой проект учащихся 3 класса
"Лук от семи недуг". Групповой проект учащихся 1 класса
"Кто такие птицы". Парный проект учащихся 1 класса. Презентация
"Все о воде". Групповой проект учащихся 4 класса.
"О шоколаде - всерьез". Групповой проект учащихся 4 класса
"Где живут Деды Морозы?". Групповой проект учащихся 3 класса
Проект "Анаграммы". Продукт книжка.
Приведенные темы исследовательских работ в начальной школе можно брать за основу, дополнять и расширять.
В процессе исследовательской работы учащиеся начальных классов школы более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получить ответы на свои вопросы.
Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики смотреть
Знаешь ли ты ,что..
-
Белых медведей практически невозможно обнаружить с помощью инфракрасных камер, из-за их прозрачного меха.
-
В Нью-Джерси есть музей ложки, в котором можно увидеть более 5 400 ложек со всего мира.
-
В исследовании 200 000 страусов в течение 80 лет никто не сообщил ни об одном случае, когда страус закапал бы свою голову в песок.