Памятки для школьника
Правила обращения с книгой
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку
3. Переворачивай страницы за верхний правый угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делайте в книге пометок,надписей, рисунков.
6. Не загибай страницы, пользуйся закладкой.
7. Своевременно оказывай "скорую помощь" больным книгам. Если книга порвалась – подклей ее.
8. Не читай во время еды.
9. Клади книгу только на чистый стол.
10. Не разбрасывай книги, храни их в одном месте.
Работа над литературными произведениями
Статьёй
· Запомни, как называется статья и кто ее автор.
· Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
· О ком или о чем эта статья?
· О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
· Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
· Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
· Что нового ты узнал из прочитанного?
Басней
· Как называется басня? Кто ее автор?
· Прочти басню. Какие события в ней описываются?
· Кто действует в басне?
· Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
· Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
· Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
Рассказом
· Как называется рассказ? Кто его автор?
· Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
· Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось
с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и
поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
· О чем ты думал, читая рассказ?
· Как называется стихотворение? Кто его автор?
· Прочти стихотворение. О чем оно?
· Какие чувства автора выражены в нем?
· Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
· Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
· Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели
логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения.
Поупражняйся в выразительном чтении.
Как составить краткий пересказ?
· Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
· То же самое сделай и с другими частями.
· Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
· Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
· Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
· Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
· Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли
основное.
· Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.